Оказывается, и «недострои» бывают такие, что их заносят в памятники всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот так и получилось с этим монастырём в португальском городке Баталья, что в 130 километрах на север от Лиссабона. Есть уж совсем точный ориентир – 10 км на юг от Лейрии, а это уже и центр района.
Месяц | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Воздух, °С | 11 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 21 | 20 | 18 | 14 | 11 |
Осадки, мм | 115 | 108 | 66 | 70 | 56 | 30 | 6 | 7 | 35 | 82 | 116 | 99 |
Начали строить монастырь в 1385 году, когда король португальский одержал победу над кастильцами – страна настойчиво боролась за самостоятельность. Вот в честь этой победы и во славу Деве Марии и начали возводить это величественное готическое сооружение – Санта-Мария-да-Виктория.
Позднее этот стиль даже получил более восторженное название – пламенеющей готики. Вот тот случай, когда, пока не увидишь, не поймёшь. Достаточно посмотреть на то, что получилось у португальцев в Баталье и, действительно, решишь – это огонь в камне, настолько всё это красиво до величественности и величественно до красоты.
Что же удивляться, что здесь пожелали в последующем упокоиться сразу 7 португальских королей.
Но португальцы – южный, горячий, увлекающийся народ. В 1517 году они решили построить в Лиссабоне, возможно, ещё более значительный памятник Деве Марии – монастырь Санта-Мария-де-Белен (это Вифлеем ни много ни мало по-португальски) – и монастырь в Баталье «бросили», просто рук на всё не хватало.
Так и остался монастырь недостроенным, даже несмотря на его очень серьёзную реконструкцию уже гораздо позже – в XIX веке.
Монастырь находится в довольно обжитом районе Португалии – вокруг на бизлежащих холмах всё дома, дома, дома. И им должно быть как-то «обидно», этим посёлкам, что они мало чем интересны приезжающим гостям, когда рядом такое величественное сооружение, всё в статуях святых, королей и горгулий, это уже в качестве охраны.
Интересное дело, если присмотреться к стенам этого монастыря, то они могут даже показаться какими-то «неухоженными» - разные цвета, разное порой качество отделки, разные размеры. Но, вероятно, это специально так и сделано, чтобы стены «пламенели» - общий фон, действительно, фон большого разгоревшегося костра.
Добавим сюда множество всевозможных украшений из камня – прямо по стенам, по их вершинам – и «костёр» уже не только горит, он бушует, не обжигая.
Странные в связи с этим возникают ассоциации – ведь шли времена страшной инквизиции. Да, Боттичелли в Италии, пока не попал под влияние Савонаролы, уже написал «Рождение Венеры», а Джорджоне изобразил её спящей. Но пройдёт ещё 80 лет и итальянцы сожгут Джордано Бруно, и это будет только один из десятков тысяч костров, полыхавших по всей Европе, чтобы искоренить этих «колдунов», не иначе. Вот, в том числе, и в честь этих костров строился монастырь в Баталье.
Нет, ни в коем случае, никого не осуждаем. Понятно, времена были такие. В конце концов, католическая церковь со временем Галилея оправдала. Мы о другом – о пламенеющей готике, о пламени этих камней монастыря в Баталье и о пламени инквизиции Средних веков.
Здесь обязательно нужно побывать, чтобы почувствовать это пламя в камне, кто-то называет её ещё «музыкой», чтобы посмотреть на этих горгулий по стенам, старающихся это пламя только раздуть, чтобы помочь им это пламя раздуть и у вас в душе, если, конечно, это не сделали уже мама с папой.