Ну, что ж, философ Потамон, живший ещё при царе Горохе, точнее – во II веке, правда, уже нашей эры, должен быть очень доволен этой постройкой – португальским королевским Дворцом Пена, что совсем недалеко от Синтры.
Этот философ и провозгласил, что смешать все стили в одну кучу, в архитектуре, в поэзии в одном произведении – это не так уж и плохо, более того – это хорошо. В общем, эклектика очень даже имеет право на существование.
Возможно это и так. Но думается, что всё в конечном счёте зависит от того, что в итоге получилось. А там уже и решать – к месту это смешение здесь, в этом строении, например, или нет. Но судя по тому, что слово «эклектика» очень часто применяется в негативе при оценке того или иного произведения, можно сказать, что «в точку» такое смешение почти никогда и не попадает.
Вот возьмите этот Дворец Пена португальских королей, что уж совсем удивительно – постройки 1840 года, вернее, в этом году пришла мысль местному королю воздвигнуть это сооружение. Видать, влюблён был до беспамятства, а у королей это большая редкость (хотя бы за это извиним), раз решил для своей жены сначала снести половину горы, попутно и обосновавшийся здесь старый монастырь, а потом на освободившейся ровной строительной площадке воздвигнуть - а, что в голову взбредёт.
Строили довольно долго, больше 40 лет. Начали – ещё был жив Михаил Юрьевич Лермонтов, а закончили уже под обещание Владимира Ульянова продолжить дело старшего брата, которого казнят через 2 года. Что ж, обещание было выполнено, именно оно стало поводом, чтобы через 30 лет уносили ноги из страны владельцы этого Дворца.
А у строителей получилась какая-то необыкновенная громадина – тут тебе полно и восточных мотивов, тут тебе и крепостные стены европейских крепостей, а вот совсем уже что-то из индийских мотивов – какие-то головы прямо из стен. И ходы, ходы, ходы, благо, с выходами на многочисленные балконы, с которых открываются с этой высоты очень красивые виды на окружающую местность.
Нет, мы не ругаем это строение. Во-первых, спасибо ему, что заставило вас утром встать пораньше и наметить себе цель забраться на эту гору, пусть внизу и ожидалось всё несколько иначе. А, во-вторых, эта эклектика настоящему ценителю чужой выдумки обязательно преподнесёт пару открытий и для души.
Вот, например, вы смотрите на главную башню Дворца и не можете вспомнить – где-то подобное вы уже видели? Да, точно, видели. Это приехал однажды в эти края Арсений Морозов, да, да, из той династии Морозовых – меценатов и миллионеров. Арсений, правда, больше славился своей развесёлой жизнью и, прямо скажем, кутежами. Что ж, с Дворцом Пена даже «звёзды сошлись» - этому кутиле приглянулась башня, и он построил себе в 100 метрах от Кремля в Москве очень похожую, меньшего размера, правда. Сегодня это – Дом Дружбы на Воздвиженке.
Вот и выпьем по бокалу местного алентежу за дружбу между народами, между стилями, в архитектуре тоже, за смелость делать винегрет из этих стилей, тем более, что денег у королей невпроворот, а какие глупости в этом случае не сделаешь «по любви».
А, хорошая мысль – это не памятник эклектике, это памятник безрассудству в любви. Что ж, есть повод ещё по бокалу этого совсем не плохого португальского вина – нет, не за любовь, за безрассудство в этом чувстве, а то что-то маловато его остаётся по нынешним временам.