Сотни уничтоженных самым изуверским способом туземцев, а ещё по дороге из Португалии в Индию через африканские и арабские земли сколько разорений. Это всё достижения Васко да Гамы. Нет, конечно, он же и предводитель первого похода европейцев через Мыс Доброй Надежды в Индию. Там на судах было почти 200 человек, вернулось на родину – 50, тем не менее, помнят только «сеньора».
Что ж, так было всегда, и тут ничего не поделаешь. Португальцы до сих пор чтут своего великого мореплавателя. В конце концов, что его ругать, во-первых, времена были «жутчайшие», как говаривал Аркадий Райкин, а, во-вторых, он и жизнь свою в своих экспедициях отдал.
Именно поэтому, когда перед португальцами встал вопрос – как назвать мост через залив, который давно был жизненно необходим и Лиссабону, и стране, решение было принято очень быстро – Мост Васко да Гама.
Как тогда, почти ровно 500 лет назад экспедиции Васко да Гама, можно сказать, спасли страну и придали новый толчок её развитию, так и этот мост во многом двинул Португалию вперёд.
Пока Россия не построила свой мост с Тамани в Крым, португальский Васко да Гама, открытие которого после 18 месяцев возведения состоялось 29 марта 1998 года, был самым длинным в Европе – 17200 метров. Открытие моста приурочили к 500-летию открытия морского пути из Европы в Индию и ко Всемирной выставке Expo’98.
Интересно (и очень поучительно для всех), что мост стал детищем сразу 4 совершенно независимых компаний, которые отвечали за 4 совершенно независимых участка моста – кто за зону над берегом, кто за акведук на заливом, под которым нет прохода судам, кто за высотную часть с вантами (47 метров высотой), под которой могут проходить даже океанские лайнеры.
И ведь все сработались – мост был построен вовремя и сегодня служит стране.
Есть и ещё один очень поучительный момент - как используют португальцы это, пусть и очень нужное, и все это понимают, но довольно дорогое сооружение в 1,1 млрд долларов – меньше 80 млрд рублей (Крымский обошёлся больше чем в 300).
Дело в том, что проезд по мосту – платный, но только на полосе, ведущей в город. Из города выезжай, пожалуйста, бесплатно. А вот в город – 2,7 евро для легковых автомобилей и 11,7 – для грузовиков, и никто не ропщет, власти же в свою очередь не пытаются показывать вид – как они щедры и заботливы о своих гражданах, они не вид показывают, они потомков Васко да Гамы уважают по-настоящему, отсюда и плата.
Как вам такой поворот мысли – уважать и поэтому установить плату, он, думается, очень необычен для реалий стран бывшего Советского Союза.
Это совсем другая история, как и каким образом уважать своих граждан – построив всем миром очень нужный мост и предложив всем принять скромное участие в его содержании – проезд в 100 рублей – давая моментальный и предельно честный отчёт, куда потрачены деньги. Или, заявив о такой щедрости – езжай, кто хочет, и бесплатно - а потом миллионы бесконтрольно расходуя из государственного бюджета на содержание моста, а ведь он требует этого, ничего не поделаешь, мы отвечаем за того, кого приручили.
И снова стычка – «их» и «нас», снова сравнения подхода к делу. Кто на чьей стороне, пусть уж каждый решает сам. Ох, мосты, что вы делаете с нами!?