В Вене, наверняка, можно найти и более величественный, более красивый памятник, собор, постройку, чтобы сделать его символом города. Но другого такого, как Собор Святого Стефана, чтобы он всеми своими «корнями» прямо врос в историю столицы Австрии, другого такого нет. Вот эта награда-символ и достались этому Собору, первые документальные свидетельства о котором относятся ещё к 1137 году.
Вот считается, что собор в Кёльне строился больше 600 лет, соборы в Реймсе и в Барселоне – больше 100 лет. Можно сказать, что собор в Вене строился, и строится, вот уже почти 900 лет. Ну, вернее, его так и не достроили с того XVI века, когда возвели одну башню, а до второй руки так и не дошли.
Строительство же началось ещё в XII веке. Потом всё переделывали, даже разрушали, снова строили. А то, что предстаёт сегодня восхищённому зрителю на площади Святого Стефана в самом центре города – это уже «вариант» начала XVI века, потом внешне были только оформительские доделки – вот так на крыше и появилась мозаика эмблем города и страны, ведь собор ещё считается и символом Австрии. Когда-то даже был издан королевский указ, чтобы ни один собор в стране не был выше этого – чуть больше 136 метров.
Осветили Собор 23 апреля 1263 года – удивительно, но с тех пор, вот уже больше 750 лет, эта дата ежегодно торжественно отмечается.
Собор Святого Стефана – это ещё и (тут спокойно, только без паники) огромное городское подземное кладбище. Дело в том, что однажды местному королю вдруг приспичило издать указ с запрещением хоронить венцев на кладбищах внутри городских стен. Тогда всё перенесли в подземелья. 11 тысяч человек было похоронено в подземельях Собора Святого Стефана. Это что же получается, под ногами прохожих в районе Собора огромное кладбище? Какова его площадь – километр на километр!? Это на 500 метров ещё во все стороны от Собора под землёй!
Собор знаменит своими тремя уже современными органами. До войны стояли старинные, но они, как и сам Собор, сильно пострадали во время освобождения города от немцев.
Собор после войны снова восстанавливали, но снаружи ровно до тех пор, как его построили тогда, в начале XVI века. Внутри же переделки происходили постоянно – это как стремление из хорошего сделать лучшее. Можно сказать, что Собор Святого Стефана – пример того, как такое, часто никчёмное, стремление иногда способно приносить и хорошие результаты.
Интерьер собора действительно покоряет своей красотой – вот уж где гармония архитектуры, живописи, скульптуры, витражного и светового искусства. У этой гармонии есть только одна опасность для впечатлительного туриста – она так сильно захватывает, что заставляет забыть обо всём на свете: что ты в Вене и тебя сегодня ждёт ещё и блестящий Музей изобразительных искусств, Дом-музей Моцарта и Музей современного искусства, а ведь вечером ещё и Вагнер в Венской опере.