Конечно же, и с этим не поспоришь никак, всё, в конце концов, определяется содержанием. Но в ходу и другая истина – «принимают по одёжке». «Одёжка» для одного из самых знаменитых художественных собраний мира – мадридского музея Прадо – самая что ни на есть привлекательная. Это строгое классическое здание с колонами, не лишённое архитектурных достоинств, построенное в основном в начале XIX века, когда в столице Испанского королевства ещё хозяйничали французы.
Так более того, они же и заправляли здесь, чем могли, правда испанцы такой народ, что им особо и не поуправляют «все, кому не лень». Потомки Кармен! Этого брат Наполеона Бонапарта Жозеф не чувствовал, поэтому и правил здесь недолго, но именно он признаётся учредителем этого Музея, которое и дало старт собранию, и в буквальном смысле этого слова.
Действительно, коллекция Прадо собиралась буквально со всей страны, благо местная знать «кое-что понимала» в живописи.
Вот так здесь и появились блестящие «гости» с Туманного Альбиона – Гейнсборо, Рейнольдс, Лоуренс; мастера солнечной Италии – Рафаэль, Караваджо, Тициан, Тинторетто, Веронезе; французы – Пуссен и Лоррен; немцы – Дюрер и Лукас Кранах.
В Прадо блестящая коллекция Иеронима Босха и, конечно, всех испанцев: Веласкеса, Мурильо, Сурбарана, Эль Греко, Гойи.
И что поделаешь, когда говоря о картинной галерее, тем более, обладающей таким завидным богатством, просто приходится перечислять имена авторов произведений, которые встретишь в её залах.
Но ведь так и должно быть – тебе говорят Рубенс, Брейгель, Ван Дейк, и какие аргументы ещё нужны, чтобы немедленно готовиться к путешествию. Вот также поступил и Пабло Пикассо, не раздумывая, в одну секунду сказав себе и окружающим: «Да!», - когда в 1936 году ему предложили стать директором Прадо, который нужно было спасать – в стране разразилась гражданская война, бессмысленная и беспощадная. Был даже создан специальный Международный Совет, чтобы спасти сокровища, которые были в конце концов вывезены в Швейцарию.
Лет через 20 они вернулись, эти «страницы» необыкновенной книги, как попытки показать на полотне «души изменчивой приметы». Странная вещь, читаешь, читаешь эти страницы, и каждый раз вдруг обнаруживаешь, что самые главные места всё равно когда-то пропустил, как, почему - наваждение какое-то.
Если и вы хотите ощутить это наваждение, обязательно побывайте в музее Прадо, что в славном городе Мадриде. Не стоит нестись сломя голову, «служенье муз не терпит суеты», посмотрите - на календаре сегодня не 25 декабря, 1 января или 1 мая, в эти дни Музей закрыт. Если - нет, то смелее, вперёд, и удачи вам не сойти с ума от нахлынувшего счастья, даже изучая уже битый час «Сад земных наслаждений» Босха. Хорошо, хорошо – пусть два таких разных и таких похожих портрета махи-герцогини Альбы великого Гойи.