Такова уж судьба, и ни в коем случае не говорим - «незавидная», наоборот – счастливая у некоторых мест. Например, Версаль – это королевский дворец, Реймс – знаменитый собор. Испанский Фигерас – это Музей Сальвадора Дали. Во всех этих городах есть масса и других интересных мест, но «центры притяжения» не позволяют уделить ничему другому даже малейшего внимания.
Поэтому, кратко. Фигерас – очень древний город, первые упоминания о нём ученые нашли в манускриптах 600 века до Рождества Христова. Римляне здесь появились за 200 лет до нашей эры. В городе есть интересный музей игрушек в том завораживающем испанском, часто футуристическом стиле. Вы можете осмотреть представляемую на всеобщее обозрение частную коллекцию часов. Есть очень неплохой театр, куда обязательно нужно сходить тёплым вечером.
Но все достопримечательности Фигераса не то что меркнут, наоборот, сильно отражают блеск самой главной – Музея Сальвадора Дали.
Этот художник, один из самых известных мастеров XX века, помотавшись много по свету – «наведя шороху» в Мадриде в студенческие годы, встав на ноги, как непревзойдённый мастер, в Париже, заработав миллионы на своих работах в Соединённых Штатах, в конце концов, вернулся в город своего рождения и здесь закончил свой жизненный путь.
Ещё задолго до того, как Мастер окончательно обосновался в Фигерасе, в начале 60-ых годов, он задумал здесь создать музей. Можно было бы сказать – музей своего творчества и это было очень близко по духу самого Дали, от скромности он умирать не собирался нигде и никогда. На самом деле нужно смотреть на творения Дали гораздо шире – это музей целому течению в искусстве, и не только живописи, под общим названием сюрреализм.
Но в том-то и дело, что очень трудно отделить творчество Дали от его повседневной жизни. Поэтому, в значительной степени музей Дали – музей отношения к жизни, музей необыкновенного полёта фантазии, музей творчества в его первозданном виде. Это совсем не музей привыкшего эпатировать всегда, везде и всем (включая свои знаменитые усы) человека. Это музей свободного, безграничного творчества.
То, что за стенами музея вас ждёт что-то необыкновенное, вы можете догадаться уже с улицы, глядя на оформление самих стен. Эти хлеба и яйца, как символы жизни, вам виделись уже не раз в миллионах рекламных проспектов, вы настолько к ним привыкли до приезда в Фигерас, что вид их вживую даже и не производит особого впечатления. Настоящий шок испытывает творческая душа, попадая во внутренний двор музея – этот увитый зеленью фасад здания и лезущих по окнам «человеков» вы будете потом вспоминать не раз.
Внутри вас ждёт одна из крупнейших в мире экспозиций произведений самого Дали, причём и прикладного характера, в так называемом стиле – «арт-мейд». Интересно, что сначала Дали предлагал городу разместить в музее только копии и фото своих работ. Но тут городские власти проявили твёрдость и уломали художника, что мало кому удавалось в жизни. Все в оригинале.
Несмотря на любовь «к самому себе», Дали поместил в экспозиции Музея и работы наиболее почитаемых им коллег прошлого и настоящего. Здесь вашему вниманию и Эль Греко, его Дали ценил невероятно, и Марселя Дюшана – ещё того провокатора, возможно, почище самого Дали. Помните, это он представил как-то на выставке современного искусства в Нью-Йорке обычный писсуар, купленный по дороге на выставку в магазине сантехники.
Здание музея долгое время служило домом самому художнику, здесь он и похоронен, в специальном склепе. Похоронен, безусловно, со всеми почестями, но… рядом с туалетами. Что поделаешь, такова была последняя воля уходящего «в лучший мир» художника.
Всего полтора часа езды от Барселоны на север, в сторону французской границы, и вы в Фигерасе. Но, пожалуйста, прежде чем отправляться сюда, узнайте точно, работает ли музей в выбранный вами день, его расписание также непредсказуемо, каким был непредсказуем и характер самого Дали. Собственно говоря, проблем особых нет, работает музей часто, но справиться, тем не менее, не помешает. Точно определено только одно – вход 14 Евро. Но разве это цена за попытку проникнуть в мир человека, который тормошил мировое искусство в течение 70 лет.