Эту площадь вы видели не раз, её фото расходятся по миру миллионными тиражами. Вернее, не площадь полностью – она довольно велика и очень «нефотогигиенична», какая-то неровная, туда закуток, сюда. Самое главное – её знаменитую большую лестницу, её называют, как и всю площадь, «испанской», ведущую наверх к церкви Тринита-деи-Монти, строившуюся, по существу, весь XVI век – с 1502 по 1585 года.
Эта лестница – давнее и любимое место фотосессий самых больших модных домов мира. На ней, к тому же, нередко проходят концерты с участием ведущих, оперных, в первую очередь, ведь мы в Италии, вокалистов мира. Линда Эвангелиста, Анджелина Джоли, Урсула Андерс демонстрировали на этой лестнице наряды от Валентино, Дольче и Габбана, Булгари, с которой, кстати, всё и началось, ещё 100 лет назад. С этих ступенек раздавались изумительнейшие голоса Хосе Карераса, Марио дель Монако, Лучано Поваротти.
Поднявшись на самую последнюю, 135-ую, ступеньку Испанской лестницы вы не только увидите перед собой знаменитый собор, построенный по заказу французского короля Людовика XIII, но и, оглянувшись, обеспечите себе незабываемый вид и площади, и этого действительно Вечного города. Улицы, крыши, улицы, крыши, улицы, которые «помнят» всех выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, актёров, бывавших здесь когда-то. Все они, как один, стремились в этот город, в том числе и посетить эту Площадь Испании в центре итальянской столицы.
Вот от площади, прямо напротив Лестницы, отходит улица – Кондотти, она – центр квартала моды, в котором расположились бутики всех ведущих модных домов со всего света. Совсем недалеко от площади по этой улице вы можете зайти в кафе, в котором бывали Лист, Гёте, Стендаль, Байрон.
Если же всё-таки снова повернуться и войти в Церковь, к которой мы поднимались, то внутри нашему взору предстанет один из шедевров Средневековья – полотно Даниэле де Вольтерра «Снятие с Креста», а какую ещё картину пожелал бы разместить в «своей» церкви французский король!?
Мы поднимались на эту высоту, чтобы, конечно, пройтись по знаменитой лестнице, посетить красивую церковь, а когда-то, когда ещё и лестницы-то не было, горожане просто в панике поднимались на этот холм, спасаясь от наводнения, которое «учинял над городом» Тибр. В память об одном из таких наводнений – 1598 года – горожане на этой площади, прямо у подножия лестницы, поставили в 1627-1629 годах ещё один памятник – фонтан Баркачча (лодка, баркас – по-нашему). По преданиям, именно вот такая лодка, настоящая, конечно, и умудрилась на этой площади во время того наводнения сесть на мель.
Возможно, именно эту лодку и изобразил на своём полотне неисправимый романтик в искусстве XIX века великолепный Эжен Делакруа. И назвал он картину «Лодка Данте». Кстати, один из последователей Данте, блестящий английский поэт первой четверти XIX века, тоже неисправимый романтик, Джон Китс жил и умер в доме справа от Лестницы. Ему едва исполнилось 25 лет.
Вот все эти дома вокруг, которые и составляют площадь Испании, Китс видел, возможно, и посещал. В том числе и тот, в котором ныне размещается посольство Испании, собственно, в его честь площадь и названа.
Единственное, что, пожалуй, Китс не видел на площади своего времени, это – «Колонна непорочной». Её поставили уже в 1854 году в честь провозглашения католической церковью веры в непорочность зачатия Девы Марии, веры, в которой нельзя усомниться, она уже стала догмой.
Ну, тут не до споров, в конце концов, ещё большей догмой является свобода вероисповедания в этом мире.
Но, будучи на Площади Испании в Риме, нельзя не поверить в другую догму – эта площадь – одна из сокровищниц, исторических, архитектурных, этой планеты под названием «Земля». Это - то место, куда стоит стремиться, которому стоит отдать частичку своей души. И дышать, дышать, дышать, не надышаться.