И вспомнить страшно, что будет в России ещё лет через 70: Иван Грозный вдруг начнёт заливать кровью «рассеюшку». Нет, по улицам городов Руси медведи уже не бродили, и монголов прогнали уже давно. Но всё равно – в запустении ещё просторы от Балтики до низовьев Волги. И какая там живопись! Хотя «Троица» Рублева уже делает своё Святое дело.
Собственно, и в Европе ещё не всё в порядке – до суда инквизиции над Галилеем ещё больше 100 лет, до гибели Джордано Бруно на костре ещё почти те же 100 лет.
А тут, в Германии, где тоже людей сжигали сотнями, Альбрехт Дюрер пишет своих «Адама» и «Еву» - гимн жизни и красоте, во что бы то ни стало, вопреки смерти, вопреки инквизиции и бесчинствам. Шёл 1507 год.
И буквально года через два Дюрер переезжает в свой новый дом в родном городе Нюрнберге на углу сегодня улицы имени художника и площади, которая тоже носит его же неофициальное имя (на самом деле у неё название для тренировки речи дикторами телевидения – Тиргертнертор). Почему неофициальное – да потому что здесь, в старой части Нюрнберга, всё «дышит» гением этого таланта, всё от него и помнит его же.
Собственно, совсем недалеко от Дома есть и настоящая площадь Дюрера, на ней установлен памятник великому художнику.
А в доме под номером 39 на том углу он прожил с женой и учениками до самой смерти в 1528 году, почти 20 лет.
Здесь он написал свой «Портрет молодого человека», портреты императора Максимилиана I, Иеронима Хольцшуэра, Михаэля Вольгемута. Вглядитесь в глаза этих людей, которые они впервые «открыли на холстах» именно в этом здании, и вы поймёте, что такое любить и верить в жизнь.
Во искупление грехов вокруг именно в своём доме в Нюрнберге Дюрер написал две картины апостолов. Здесь у него стоял (и стоит, кстати!) даже печатный станок, который помогал с так понравившимися ему гравюрами. Отсюда на весь мир распространились его «Меланхолия» и «Рыцарь, Смерть и Дьявол».
И чтобы спустя 300 лет в этом доме благодарные немцы не организовали Дом-музей художника. Организовали, конечно! Дом-музей стоит, «здравствует» и является одним из самых посещаемых музеев города.
Когда во время Второй мировой горожане стали восстанавливать свой Нюрнберг, первое, за что они взялись – именно за Дом Дюрера, он к тому времени уже принадлежал больше 100 лет городским властям.
Сегодня Дом-музей Дюрера, очень бережно оберегаемый Нюрнбергом, вот и выглядит, как «с иголочки», хотя построен в 1420 году - место постоянной выставки быта художника, множества копий его работ и место постоянно проводящихся временных выставок оригиналов, которые почитают за честь приехать в эти стены из Берлина, Дрездена, Вены.
Вот и вы обязательно заедете, хоть на «часок», в Нюрнберг. Город и сам по себе достоин самого большого внимания, хорош необыкновенно. Но если у вас времени в обрез, манит Париж, Венеция или Рим - это понятное дело, то уж посетить Дом-музей Дюрера в Нюрнберге – святое дело, час-два-три выделить нужно обязательно. Хотя бы чтобы отдать дань безмерного уважения этому певцу жизни, вопреки и несмотря ни на что: ни на Торквемаду настоящего, европейского, ни на Торквемаду уже российского, в облике Грозного.