Вряд ли, конечно, именно этим руководствовался король Саксонии Альберт, принимая решение в последней четверти XIX века построить новый музей в Дрездене – мол, сокровищ «у меня» уже столько, что девать некуда, а существующие музеи просто «ломятся» от богатств, одна «Сикстинская мадонна» Рафаэля чего стоит.
Хотя, с другой стороны, действительно, нужно было найти место для ценнейшей скульптурной экспозиции, да и «напирала» новая волна живописи. Вот это было очень дальновидно. Только музей был построен, а его назвали в честь короля – Альбертинум, как мир захватили новые направления в искусстве – фовизм, дадаизм, и далее – немецкий экспрессионизм.
Всё новое, чем располагала Саксония, и было размещено в этом новом музее, который ещё назвали Галереей новых мастеров, это по аналогии с уже существовавшей Галереей старых мастеров с её Рафаэлем, Тицианом и Тинторетто.
Нет, конечно, эти «старики» всегда были и будут в почёте, но мир всё больше обращал внимания на Клода Моне, Эдгара Дега, на более молодых немцев и австрийцев, зачинателей новых направлений в живописи – Кирхнера, Кокошку, Шиле. Эти имена, и многие другие, конечно, и составили славу мировой живописи в начале XXвека. Полотна этих мастеров – гордость уже Музея Альбертинум. Эти полотна – повод задуматься над движением человеческой мысли и устремлений.
В Альбертинуме оказалось также достаточно места, чтобы расположить в нём очень ценную коллекцию скульптуры, фарфора, старинных монет, гравюр, оружия.
Именно коллекция скульптур Альбертинума стала примером для подражания авторам коллекции скульптур в создаваемом в Москве Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
За эту свою приверженность «новому» дрезденскому музею пришлось «поплатиться» в годы фашизма – здесь проходила та скандальная выставка гитлеровцев под названием «Дегенеративное искусство». С этой выставки некоторые полотна прямо ушли на костёр, а большинство были надолго запрятаны в запасниках.
Но прошли времена «чёрных мундиров с черепами на фуражках», Советский Союз помог тогда с сохранением некоторых ценнейших работ, и сегодня всё снова можно увидеть в Дрездене, в галерее Альбертинум.
В годы социализма в восточной части Германии в стенах этого музея проходила выставка-противопоставление искусства запада-ФРГ и востока-ГДР. Об этом незабываемом противостоянии старожилы помнят до сих пор.
Собственно, такова видно судьба Галереи – быть на виду и принимать на себя окружающие невзгоды. В 2002 году пол-Германии было затоплено наводнением, досталось и Дрездену – в Галерее Альбертинум, в её подвалах, вода прилично похозяйничала. На спасение бросилась вся Европа. Через 8 лет всё с помощью всего Евросоюза было отреставрировано.
Сегодня Галерея Альбертинум – один из самых уважаемых художественных музеев Германии. Всё очень логично сделано, в истинно немецком духе – вот вам Галерея старых мастеров, там вы восхититесь, с чего всё начиналось и каких высот может достичь искусство. А вот вам Галерея новых мастеров – здесь уже эволюция, к чему привели, в конце концов, старания Рафаэля. Нет, никакой иронии, просто чувствуется дыхание бегущего времени, вот за это и спасибо Альбертинуму.