Вот этот собор в Барселоне – строился он не одну сотню лет. Но всё-таки строительство завершено и нам, 20-30 поколению тех, что начинали 1000 лет назад, остаётся только восхищаться созданным творением. Беречь до самозабвения, само собой.
То же самое можно сказать о соборах в Париже или Милане.
Совсем другая ситуация с собором в Кёльне. Его начали строить ещё в середине XIIIвека, после 200 лет строительства приостановились на 400 лет, затем ещё поработали лет 50. Но и сегодня строительство продолжается. И сегодня, в XXIвеке, не все замыслы воплощены. Все мы, получается, как бы связаны этим собором с теми далёкими мастерами, которые начинали когда-то свои работы в Кёльне – одном из самых крепких городов мира раннего Средневековья.
В те годы, XI-XIIIвека, Кёльн вообще славился своей страстью к соборам. Здесь даже был целый район на окраине города, специально предназначенный для строительства этих сооружений. Но, в конце концов, горожане решили возвести главный и в самом центре города, в самой гуще его жизни. Сегодня от входа в Собор до входа в Главный железнодорожный вокзал Кёльна не больше 50 метров.
Пусть Собор и строится до сих пор, по мелочам, конечно, но уже давно он место поклонения и восхищения всех жителей планеты. Тысячи туристов приезжают в город, чтобы только посмотреть на это чудо. И дело совсем не в том, что его 157 метров высоты дают ему 3-тье место в мире среди всех подобных сооружений.
Дело в том, что этот «Объект № 292» в списке особо охраняемых ЮНЕСКО памятников мирового культурного наследия учит нас теории относительности своего великого соотечественника. Учит, что разницы нет никакой между «Объектом № 601» - это Собор в Реймсе или «Объектом № 545» - это уже Московский Кремль и Собор Василия Блаженного. Что такое эти номера, если все они умещаются под одним главным номером «1» в нашей душе, памяти, отношении к ним.
Что же удивляться, что под крышей именно таких сооружений человечество и хранит свои самые главные сокровища, на которых всё и держится на Земле. В Кёльне это посох и дароносица Святого Петра, множество очень дорогих захоронений.
Почти все отвечают «нет!» на этот вопрос Пруста: «Продали бы вы свою душу дьяволу, ради жизни без конца?». А архитектор собора согласился на такую сделку ради завершения проекта. И смотришь сегодня на то, что получилось, и как-то голос замирает, чтобы осудить его.