Он и сегодня, спустя 10 веков после начала строительства, выдержит, по меньшей мере, повозку в 7000 килограмм, по нашим понятиям XXI века – 7-тонный грузовик. А ведь это самый обычный мост, даже без ограждения, просто камни переброшены с одного берега на другой, таким полукругом.
Называется это инженерное сооружение самой высокой пробы – «Мост Царицы Тамары». Не совсем понятно, имела ли какое-либо отношение легендарная правительница Грузии к строительству этого Моста (обязательно с большой буквы), но вот даты строительства и правления совпадают почти один к одному – Тамара правила с 1166 года по 1213-ый.
Есть только одна небольшая проблема для Грузии, о которой Тамаре лучше не «рассказывать». Дело в том, что Мост этот находится на территории Абхазии, как раз через речку Баслу, которая бежит в Сухуми. Эту речку ещё называют – Беслетка, а мост отсюда – Беслетский, лучше уж сегодня называть, пожалуй, так.
В этой связи только приходится сказать – слава Богу, что после всех «драк» в Абхазии этот Мост остался цел. Вот к тем, кто не позволил себе сделать непоправимое на боковой грани Моста, и сохранилась за 1000 лет надпись: «Христос – владыка, всячески возвеличь в обеих жизнях».
Когда говорят в Грузии о мосте по имени царицы Тамары, то, конечно, этот, каменный, и должны иметь в виду. Но так уж распорядилась история, что сегодня в Тбилиси вам покажут и на «однофамильца».
Этот мост через Куру в столице Грузии тоже кличут в честь Тамары. Но он построен уже в советские времена, в 1935 году. Раньше на него выходила улица Челюскинцев, так и мост 60 лет назывался – Мост Челюскинцев. Это уже после распада Советского Союза и образования самостоятельного государства Грузия мост переименовали – а вот тут уже с маленькой буквы. Это обычное сооружение, чтобы перебраться с одного берега на другой. За это ему и спасибо, конечно. Тоже польза.