История помнит всё – только это и приходится сегодня говорить, когда заходит речь о Храме Христа Спасителя в Москве. Тот великолепный, очень светлый и просторный храм, который сегодня стоит на Волхонке – восстановленное сооружение, история строительства которого началась чуть ли не сразу после Ватерлоо в 1815 году.
Как-то значительно увековечить события последних 20 лет в Европе и в России российскому императору предложили сразу после установления мира и изгнания Наполеона.
Сначала было выбрано место на Воробьёвых горах. Но там строительство не пошло. Более того, руководитель строительства был отправлен в ссылку за своё нерадейство. Затем, уже в 1839 году, и была выбрана Волхонка.
44 года строительства и в 1883-ем новый Храм в русско-византийском стиле, самый большой в России, на 10000 посетителей одновременно, был освящён.
Простоял Храм чуть больше, чем строился – через 47 лет новые революционные власти России его безжалостно снесли. Нет, не для пресловутого открытого бассейна. Целью было – воздвигнуть на этом месте огромный Дом Советов новой страны, грандиознейшее сооружение, судя по представленным тогда макетам.
Но грандиозность планов и Война помешали осуществлению намеченного, а потом, что называется, уже не до таких «строительных махин» было, получился просто бассейн.
Идея возрождения Храма возникла в 80-ых годах XX века, когда Россия стала просыпаться от «социалистической спячки». Сначала, правда, распался Советский Союз, а затем, довольно быстро для такого сооружения, оно было восстановлено. Дотошные критики говорят о некоторых несоответствиях нынешнего Храма тому, что стоял ранее. Но какое это уже сейчас имеет значение!? Да, никакого.
То, что получилось, действительно очень достойно, чтобы называться Главным храмом крупнейшей в мире православной церкви – Русской.
Храм состоит из трёх частей: основного здания – Верхний храм, Преображенской церкви – Нижний храм и Стилобатной (что-то, видимо, церковное) части, где размещены музеи и большой Конференц-зал.
22 тысячи квадратных метров росписей, выполненных современными художниками, заставляют в который раз повторить, что не иссякла Земля Русская талантами. Строился Храм в значительной степени на пожертвования граждан самой страны – все, кто внёс свой личный вклад в это дело, сегодня на мраморных плитах, внутри, на стенах собора. Отдельно на таких же плитах и имена офицеров русской армии, погибших во время военных компаний 1796-1815 годов – эта часть оформления была задумана ещё 200 лет назад.
Сезанн оценивал качество картин по своему желанию посмотреть на неё снова после первого знакомства. В этой связи можно сказать, что Храм Христа Спасителя – удивительное сооружение, куда вы захотите приходить вновь и вновь. Внутреннее убранство Храма «околдовывает» посетителя с первых же минут. Это чувство восхищения уже не оставит вас никогда, где бы вы ни находились потом: в Магадане, в Асунсьоне или в Аделаиде. Может это чувство и называется «ностальгией», тягой к своему, родному?